Постановление Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. №819-ПП «О формировании системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве» обозначает основные направления по гуманному отношению к городским животным.
Проводимая политика гуманного отношения к животным, выражающаяся в регулирования их численности путем отлова, стерилизации и возвращения на прежнее место обитания, как оказалось, не принесла ожидаемых результатов. Несмотря на то, что в ряде административных округов началась работа по гуманному регулированию численности безнадзорных и бесхозяйных животных, не все префектуры административных округов и подрядные организации оказались готовы к проведению работ по регулированию численности бесхозяйных животных методом стерилизации. Простое увеличение финансирования для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, не приведет к желаемому результату.
Необходимо предусмотреть и провести целый комплекс управленческих, экономических и правовых мероприятий, направленных на улучшение ситуации:
- запрет отлова безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек с целью их уничтожения;
- введение в городе альтернативной стратегии регулирования численности безнадзорных и бесхозяйных кошек и собак: «массовая» стерилизация (кастрация) женских особей с последующим возвращением в места прежнего обитания»;
- размещение в приютах агрессивных, биологически избыточных животных, а также животных, возвращение которых на прежнее место обитания невозможно по объективным причинам;
- создание благоприятного экономического климата и оказание поддержки организациям и предприятиям любой организационно-правовой формы и формы собственности, желающим организовать и содержать приюты для безнадзорных и бесхозяйных домашних животных, а также для диких и экзотических животных.
Для содержания отловленных животных, потерявшихся и оставшихся без попечения владельцев, а также для животных, терпящих бедствие либо конфискованных у хозяев в результате нарушения установленного порядка коммерческого использования, необходимо создание сети специализированных муниципальных приютов. Основная работа по выявлению безнадзорных и бесхозяйных животных, их отлову и стерилизации, а также по организации иных работ, связанных с содержанием, использованием, регулированием численности и охраной диких и домашних животных, возлагается на районных и окружных специалистов по фауне.
Можно поспорить, что данный метод регулирования численности является эффективным. Как отмечают исследователи, такая практика применяется за рубежом исключительно к кошкам, собаки же безвозвратно отлавливаются и помещаются в приюты, где решается их дальнейшая судьба, и никогда не возвращаются на прежние места обитания. А как известно, именно стаи собак, могущие вести себя агрессивно именно из-за стадного чувства, вызывают опасность и озабоченность. При проведении программ ОСВ (отлов, стерилизация, возврат) по собакам эффективных мер защиты населения и фауны от собак не существует (яркий пример - Москва!), поэтому в экономически развитых странах программы ОСВ по собакам нигде в настоящее время не проводятся[1].
Тем не менее, раз такая программа проводится, нужны средства для ее должной реализации, а поэтому, в целях формирования целостной городской системы по улучшению содержания, использования и охране животных, обеспечивающей интересы людей и защиту животных от жестокого обращения, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Порядок функционирования и финансирования системы городского учета и регистрации животных (приложение 1).
2. Утвердить Порядок организации и финансирования работ по отлову и стерилизации (кастрации) бесхозяйных животных (приложение 2).
3. Утвердить Порядок функционирования и финансирования приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных (приложение 3).
Данные Порядки приводят перечни служб и организаций, участвующих в учете и регистрации животных, стерилизации и создании приютов. К ним относятся:
- государственное унитарное предприятие города Москвы «Служба отлова диких животных», выступающее заказчиком на размещение данного вида городского заказа;
- подрядная организация, прошедшая процедуру конкурсного отбора и выигравшая конкурс на выполнение данного вида городского заказа, осуществляющая учет и регистрацию, а также ведение городской базы данных по домашним и безнадзорным животным;
- Управление городского заказа Правительства Москвы, выступающее инвестором на данный вид работ;
- подрядные организации, выигравшие конкурс на отлов и стерилизацию бесхозяйных животных;
- подрядные организации, прошедшие процедуру конкурсного отбора и выигравшие конкурс на отлов и стерилизацию бесхозяйных животных;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, осуществляющее технический контроль за исполнением работ;
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, осуществляющий учет и регистрацию пользователей дикими животными;
- специалисты по фауне административных округов и районов, фиксирующие информацию о наличии на территории животных и оформляющие заявку на отлов.
В Порядках подробно расписываются обязанности каждой подрядной организации, работающей по своему профилю.
Важно отметить, что источником финансирования системы комплекса мер по улучшению содержания животных города являются ассигнования из бюджета, а также средства, поступающие от юридических и физических лиц, и др. Оплата работ по отлову и стерилизации бесхозяйных животных может осуществляться также за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий округов и районов и других средств.
[1] Ильинский Е. Проблема бездомных животных – экономическая проблема. |