Распечатать

<На главную страницу портала>
<На главную страницу библиотеки>




Пособие: защита прав потребителей. Теория – Советы – Судебная практика, 2005.



Информация о товарах и услугах, маркировка / Пособие: защита прав потребителей. Теория – Советы – Судебная практика, 2005.


В 80-е годы (США) одна женщина обвинила производителей СВЧ-печей, что они не сообщают в своих инструкциях о том, что в микроволновках нельзя сушить домашних животных, в силу чего пострадал ее кот. Другая дама обвинила производителей автомашин, что в инструкциях не сообщалось, что в автомобиль надо заливать бензин.

Именно с этими фактами связано, что мы так часто сталкиваемся с, казалось бы, «глупыми фразами» на товарах, например: «не пытайтесь разгрызть бильярдный шар» на зеркалах заднего вида авто: «то что вы видите, на самом деле находится позади Вас» и т.п.

Итак, непосредственно об информации…

Прежде чем сделать покупку (заказать услугу) Вы изучаете информацию о товаре. Информация при выборе товара, конкретного производителя – ключевой фактор. Правильная информация – и мы делаем нужный выбор. Сомнительная информация – и мы разочарованы. А может быть и такая ситуация, когда отсутствие информации, уже после покупки товара, приведет к его поломке. Как быть: кто прав, кто виноват?

Смоделируем ситуацию. Вы приобрели диск с программным обеспечением. На диске (на обложке) нанесена информация о том, что диск содержит такую-то программу в такой-то версии. Придя домой и инсталлировав (установив) программу, Вы понимаете, что это совсем не там программа (пиратская копия, неполная версия, или, например, версия на английском языке). Таким образом, ввиду отсутствия информации о товаре, Вы сделали неправильный выбор и приобрели не тот товар.

Еще один пример. Вы приобрели дорогостоящий горный велосипед; вместе с покупкой получили консультацию от менеджера, но вот незадача, продавец не предоставил Вам инструкцию на русском языке (только на английском, китайском и т.д.), но в тоже время он Вам все подробно разъяснил. Спустя два-три дня, после эксплуатации велосипеда, допустим ломаются его «механический переключатель скоростей». А все потому, что Вы не знали, как правильно эксплуатировать велосипед. Все тот же вопрос: кто прав, кто виноват? И на кого ляжет груз имущественной ответственности?

Начнем с законодательных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Итак, два блока информации, которые должны быть доведены до сведения потребителя.

- Информация об изготовителе (исполнителе, продавце);

- Информация о товаре (услугах).

Рассмотрим их подробнее.

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) – это фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию, как правило, на вывеске. Кроме того, изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, ООО «Рога и копыта», ул.Малая Бронная, д.17. Тел.911, свидетельство о регистрации №123456 и т.д.

В том случае, если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

Эта информация должна быть доведена до потребителя, также, при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Следующая группа информации – о товаре (работе, услуге).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 (дается в приложении);

- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Такая информация должна доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, например, Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства, утвержден постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 435. Такая информация доводится до потребителей товара посредством справки к грузовой таможенной декларации на товар.

* * *

Информация о товаре, работе, изготовителе и т.д. должна быть только достоверной.

Что такое достоверность информации? Достоверность предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным (то есть – истине). Таким образом, если в банке со «шпротами» лежат рыбьи головы, то так и надо писать «корм для бедных кошек», то есть рыбьи головы, а никак не шпроты 3-го класса, второй фасовки, седьмой закрутки.

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке.

Отсутствие перевода на русский язык – равносильно непредставлению информации о товаре. Потребитель не обязан знать иностранные языки, и не обязан утруждать себя чтением «по словарю».

* * *

Перевод некоторых инструкций можно смело отдавать на чтение в юмористические передачи. Так, инструкция для стелек (производитель Китай или Вьетнам) содержит такую информацию, что стельки предназначены для предотвращения «гнилости ног», хотя речь, конечно, идет о «потливости ног» и разница между этими понятиями катастрофическая.

* * *

Если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона "О защите прав потребителей". То есть, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Например, в виду отсутствия инструкции на технически-сложное средство, например, стиральную машину, покупатель неумышленно «сломал» стиральную машину (один из ее механизмов), а кроме того испортил одежду, и не дай бог, поранился.

В этой связи акцентируем внимание на том, что при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). То есть, если Вы покупаете, скажем, DVD-проигрыватель, то предполагается, что Вы не знаете, как его эксплуатировать.


Материалы судебной практики по теме:

Постановление президиума Московского городского суда от 5 сентября 2002 г. "Туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации об услугах, входящих в состав реализуемого ими туристского продукта".



http://allpravo.ru/library/doc99p0/instrum3803/print3810.html
"ВСЕ О ПРАВЕ" © :: Информационно-образовательный юридический портал ::
Аllpravo.Ru 2017г. По всем вопросам пишите:info@allpravo.ru
TopList Rambler's
Top100 Rambler's Top100