Для любого цивилизованного государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономических оборотов.
В силу статей 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации[1] и конкретизирующих их основных начал гражданского законодательства осуществление предпринимательской деятельности, свободы договоров и права собственности не должно нарушать права и свободы других лиц.
В этой связи законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов акционеров и третьих лиц, в том числе кредиторов. Одним из институтов направленных на установление хозяйственной и экономической справедливости – является институт несостоятельности (банкротства).
В современных условиях развития рыночной экономики институт банкротства приобретает все большую актуальность.
За время своего существования законодательство о банкротстве проявило себя как одно из наиболее динамично обновляющихся правовых институтов в экономической сфере России. С 3 декабря 2002 г. действует новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) « от 26.10.2002 №127-ФЗ[2] (далее по тексту - Закон), который является третьим за последние десять лет. Практика его применения арбитражными судами России выявила множество проблем, возникающих при рассмотрении дел о банкротстве. Пленум ВАС РФ уже обращался к этому вопросу в постановлении от 8 апреля 2003 г. №4. В настоящее время в ВАС РФ готовятся новые разъяснения по этой сложной и вечно актуальной теме.
В 2003 году в производстве арбитражных судов находилось уже более 100 тысяч дел о несостоятельности (банкротстве) (для сравнения в 2002 году – чуть более 50 тысяч дел)[3].
Между тем, по-прежнему на практике банкротство зачастую используется как оптимальный способ «закрыть» организацию с долгами, при этом распределив оставшиеся активы среди дружественных кредиторов. Как правило, создание ситуации, когда любая организация будет удовлетворять критериям банкротства, не представляет значительной сложности для ее руководства. В силу отсутствия сложившейся судебной практики пока еще трудно сказать, создал ли препятствия преднамеренному банкротству новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)», но определенные выводы можно сделать уже сейчас[4].
Итак, цель данной дипломной работы – исследовать особенности банкротства отдельных видов юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- дать понятие банкротства, рассмотреть его признаки;
- проанализировать основания и порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде;
- рассмотреть процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение;
- исследовать досудебные процедуры, меры по предупреждению банкротства организаций;
- выделить особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, в частности: градообразующих организаций; сельскохозяйственных организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций; субъектов естественных монополий;
- проанализировать проблемы осуществления процедур банкротства в отношении указанных юридических лиц.
В заключение подвести итоги проделанному исследованию.
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
[2] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 октября 2002 г. - №43. - Ст. 4190.
[3] Никитина О.А. Как правильно применить Закон о банкротстве // эж-ЮРИСТ. - №29. - 2003г.
[4] Разоренов Н. Кто крайний при банкротстве? // эж-ЮРИСТ. - №15. - апрель 2003 г. |