Распечатать

<На главную страницу портала>
<На главную страницу библиотеки>



Платежи за природные ресурсы



Введение / Платежи за природные ресурсы


Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»[1]). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. В чем причина низких платежей за природные ресурсы? Или неэффективен механизм сбора таких платежей?

Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?

Эти и множество других вопросов возникают лишь при общем рассмотрении темы платежей за природные ресурсы.

Итак, цель данной дипломной работы – исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

- исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета;

- выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы;

- проанализировать динамика поступлений платежей за природные ресурсы;

- рассмотреть контроль налоговых органов за взиманием платежей за природные ресурсы;

- обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы;

- обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы;

- в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию, сделать выводы и предложения.



[1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - N 6.



https://allpravo.ru/diploma/doc49p0/instrum147/print931.html
"ВСЕ О ПРАВЕ" © :: Информационно-образовательный юридический портал ::
Аllpravo.Ru 2021г. По всем вопросам пишите:info@allpravo.ru