Распечатать

<На главную страницу портала>
<На главную страницу библиотеки>



Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. Москва, 1913. // Allpravo.Ru - 2004.



Отношения следователя к прокурору (158). / Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. Москва, 1913. // Allpravo.Ru - 2004.


§ 158. Прокурор на предварительном следствии выступает не как сторона в процессе, a как орган, а) возбуждающий своими предложениями предварительное следствие и б) наблюдающий за производством его (ст. 278 y. y. с.). Наблюдение это выражается:

1) в присутствии при следственных действиях. Прокурор или его товарищ имеют право присутствовать при всех следственных действиях и рассматривать на месте подлинное производство, не останавливая, однако, хода следствия, (ст. 280 у. у. с.);

2) в требовании дополнения предварительного следствия по сделанным им указаниям (ст. 286 y. y. с.);

3) в предложениях произвести те или иные следственные действия. Согласно ст. 281 у. у. с. «по всем предметам, относящимся к исследованию преступления и к собранию доказательств, судебный следователь исполняет законные требования прокурора или его товарища, с отметкою с протоколах, какие именно меры приняты по его требованию». Из текста этой статьи ясно, что для следователя обязательно выполнение требования прокурора, касающегося того или иного следственного действия, лишь при следующих двух условиях: если это требование, во-первых, по своему содержанию, касается исследования преступления или собирания доказательств и, во-вторых, если оно законно. A contrario, следовательно, требование прокурора, относящееся не к исследованию преступления или собранию доказательств и не находящее себе оснований в других статьях устава уголовного судопроизводства, для следователя необязательно, напр., требование сложить взыскание, наложенное следователем на эксперта за неявку требование изменить подсудность дела и т. п. Далее, прокуроры не имеют права предъявлять требования отрицательного характера, т.е. требования не приступать к исследованию преступления или той или иной его стороны, не осматривать того или иного помещения, не производить обыска и т. п.

Требования прокурора, далее, обязательны для следователя, лишь если они законны. Если прокурор потребовал бы от следователя, напр., чтобы тот принял какие-либо меры к вымогательству сознания y обвиняемого, или чтобы он произвел обыск без понятых и т. п.[1], то такие требования не должны бы были быть исполнены.

Требование может быть заявлено прокурором как письменно, так и устно; закон определенной формы для этих требований не устанавливает.

Если следователь встретит препятствия к исполнению законного требования прокурора, то он обязан все-таки принять меры, насколько возможно, к исполнению требуемого и уведомить о встретившихся препятствиях предъявившего требование прокурора (ст. 282 y. y. с.).

4) Наблюдение за предварительным следствием со стороны прокурора проявляется еще в том контроле, который предоставлен ему относительно принятия следователем высшей меры, обеспечивающей неуклонение от следствия, — взятия под стражу. При взятии обвиняемого под стражу следователь должен немедленно уведомить об основаниях такого распоряжения местного товарища прокурора суда. Он должен уведомить последнего и в том случае, если он не взял под стражу или освободил из предварительного заключения обвиняемого в преступлении, влекущем за собою лишение всех или всех особенных прав и преимуществ; следователь должен сообщить товарищу прокурора, почему он не воспользовался правом заключить такого обвиняемого под стражу. Прокурор или его товарищ, получив вышеозначенные уведомления следователя, могут в первом случае потребовать освобождения лица, взятого следователем под стражу, a в другом—предложить следователю о взятии под стражу обвиняемого, оставленного на свободе или освобожденного. Первое требование прокурора—требование об освобождении из-под стражи—обязательно для следователя. Второе, т. е., предложение прокурора заключить обвиняемого под стражу, не-обязательно; следователь может не найти достаточных оснований для предварительного заключения, и тогда, не исполняя этого требования, он должен представить о том суду. Вопрос и решается тогда судом. (Ст. 283—285 y. y. с).

Очерчивая роль прокурора в предварительном производстве, мы встречаемся с вопросом об основном принципе прокурорской деятельности. Таких принципов указывают два:

1) начало целесообразности, удобства (Opportunitätsprinzip) и

2) начало законности (Legalitätsprinzip).

Согласно первому принципу от усмотрения прокуратуры зависит, возбудить ли и продолжать ли, в том или ином случае, уголовное преследование, или целесообразнее от этого отказаться. Согласно второму принципу прокурор обязан возбуждать и вести уголовное преследование во всех случаях, когда таковое должно иметь место по закону, безотносительно к тем практическим результатам, которых можно ожидать в данном случае. Некоторые писатели (напр. Муравьев[2]), считая начало законности основным, допускают принцип целесообразности в качестве дополнительного. «Руководствуясь началом целесообразности, говорит Муравьев, прокуратура, в публичном интересе, свободно распоряжается преследованием, насколько ее распоряжением не нарушаются права частных лиц».

Однако начало целесообразности вносит произвол в деятельность обвинительной власти, ставит прокуратуру над законом, дозволяя ей судить, удобен или неудобен закон для того или иного случая, рискованно или не рискованно будет прокуратуре исполнить в этом случае требования закона. Несомненно, все действия прокуратуры всегда должны быть проникнуты началом законности и только им; если дозволить «усмотрению» определять, нужно или не нужно выполнять закон, то господство закона будет ниспровергнуто и на его месте водворится произвол.

Западноевропейские законодательства проводят, иногда с небольшими отступлениями, начало законности. На той же точке зрения стоит и наше законодательство; деятельность прокуратуры по возбуждению преследования, наблюдению за предварительным следствием, направлению заключенного следствия и обличению обвиняемых перед судом в нашем законодательстве определяется как обязанность чинов прокуратуры (ст. 4, 510— 511, 517, 737—740 y. y. с.).



[1] См. Макалинский, y. c. ч. 2, стр. 123—130

[2] Прокурорский надзор, стр. 16 сл.



https://allpravo.ru/library/doc1897p0/instrum3553/print4029.html
"ВСЕ О ПРАВЕ" © :: Информационно-образовательный юридический портал ::
Аllpravo.Ru 2021г. По всем вопросам пишите:info@allpravo.ru